Habr.com

Syndicate content Хабр
Все публикации подряд на Хабре
Updated: 1 hour 9 min ago

Книга: «RESTful Web API: Паттерны и практики»

1 hour 10 min ago
Привет, Хаброжители!

В мире, где 70% бизнес-транзакций происходят в цифровом формате, качественные API становятся критически важными. Они связывают сервисы, обеспечивают бесперебойную работу приложений и позволяют компаниям масштабироваться. Но как создать API, которые не просто работают, а остаются стабильными, безопасными и удобными для разработчиков даже спустя годы?

Издательство Sprint book представляет новинку — «RESTful Web API: Паттерны и практики». Майк Амундсен, автор книги, признанный эксперт в области веб-архитектуры, делится своим многолетним опытом. В «RESTful Web API» он собрал более 70 проверенных паттернов и практик, которые помогут вам проектировать API, способные выдерживать высокие нагрузки, адаптироваться к изменениям и минимизировать риски. Читать дальше →

Иммутабельность и диоптрии

1 hour 23 min ago

Сегодня мы поговорим о еще одном, незаслуженно игнорируемом джейсоноукладчиками с узким кругозором, мощнейшем инструменте для работы со структурированными данными. О линзах. Удивительнейшим образом, поиск в интернетах по этому ключевому слову — из внятного — отдает только текст Эрика Эллиота с примерами на джаваскрипте. Эрик — умнейший человек и очень сильный популяризатор, но …кхм… «джаваскрипт, сэр».

Я покажу, как правильно использовать один из самых недооцененных и редко используемых инструментов эликсира — для умной выборки из структурированных данных, а также (на примере собственно библиотеки, куда без этого) — как абьюзить этот механизм для экстравагантных хаков.

Линзы: использование и абьюз

Переходим на C++26: как собрать и настроить GCC 15.1 в Ubuntu

1 hour 23 min ago

На днях вышел GCC 15.1.0 с поддержкой некоторых фич C++26.

Однако нынешняя версия Ubuntu все еще использует старый GCC 13.

Здесь мы и рассмотрим, как вручную установить GCC 15.1 на Ubuntu и начать использовать новейшие элементы C++26 уже сегодня.

Поехали в будущее =>

Разворачиваем AI-приложение в кластере k8s

1 hour 34 min ago

Привет, Хабр! Меня зовут Павел Минкин, тружусь в качестве DevOps-инженера в FinTech-компании. Интересуюсь технологиями, автоматизирую все, что попадает под руку, верю в DevSecOps, провожу вебинары.

Давайте ответим на вопросы, которые витают в воздухе, но остаются незаданными: а что произойдет, если засунуть AI приложение в кластер? А надо ли это делать? И как это сделать минимальным количеством инструментов? А можно без GPU?

Читать далее

Проблемы Joy-Con для Nintendo Switch: как ремонтировать контроллеры

1 hour 38 min ago

Я люблю свою Nintendo Switch — она стала моим верным спутником в играх вроде The Legend of Zelda и Super Smash Bros. Но Joy-Con, эти крошечные контроллеры приставки, порой доставляют очень много хлопот. Конечно, не сразу, а спустя время. Дрифт стиков, нерабочие кнопки — я сталкивался с этим не раз. Сегодня расскажу о четырех самых частых проблемах Joy-Con, которые мне приходилось решать.

Забегая вперед, скажу, что для ремонта в некоторых случаях потребуется микроскоп, паяльник и, соответственно, навыки пайки. Но есть и такие неполадки, которые решаются при помощи отвертки и прямых рук. Приступим!

Читать далее

Как составить аватар клиента или целевой аудитории: чек-лист

1 hour 52 min ago

В 2025 году персонализация — стандарт в маркетинге. Клиент ждет, чтобы с ним разговаривали на его языке, предлагали то, что ему нужно, и делали это тогда, когда он к этому готов. Совет «Узнай свою аудиторию» разумен, но выглядит абстрактным. Кто она, эта аудитория? Где ее искать? Что ей важно? Чтобы не сливать бюджет на спонтанный маркетинг, нужен четкий, структурированный подход.

Аватар клиента — емкий портрет представителя целевой аудитории. Он помогает видеть перед собой живого человека со своими страхами, болями, мотивацией, привычками. Эксперты click.ru подготовили чек-лист по созданию аватара — от базовых данных до глубинных психотипов и триггеров.

Читать далее

Game++. Patching patterns

2 hours 6 min ago

Книга Design Patterns: Elements of Reusable Object-Oriented Software («Приёмы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования»), также известная под названием "синей книги", по цвету обложки первого издания, или книги "банды четырех/GoF" издана почти тридцать лет назад.

Для такой отрасли, как разработка игр, если смотреть на игры, как на программное обеспечение, это средние века. О правильности сформулированных в этой книге решений говорит хотя бы то, что её рекомендуют к прочтению до сих пор, и на основе этих рекомендаций строят новые системы и фреймворки, хотя вот сами фреймворки особым долголетием не отличаются.

Я всё еще считаю, что книга актуальна - как базовые знания вроде математики, алгоритмов и примитивов синхронизации, но за прошедшие годы люди создали и обнаружили множество новых, хоть и не таких известных. А некоторые паттерны, настолько стали, затаскаными что ли, что превратились скорее в антипаттерны, как например, Singleton и совсем потерялся смысл его использования. И там где разумное применение не приносит больше вреда, но позволяет развязать зависимости, создание архитектуры на таких принципах - ведет только к разбуханию кода, и коду ради кода.

Другие шаблоны, например Command/Flyweight были забыты и мало применяются в общем софтостроении, но прочно обосновались в разработке игр и интерактивных системах. Собственно о таких вещах и хотел рассказать в этой статье, и показать несколько специфичных шаблонов, применяемых в игрострое, о которых вы врядли услышите за его пределами, или будете порицаемы за их использование.

Заходите, великов и граблей хватит на всех.

Читать далее

Бокс – призма, через которую можно увидеть себя настоящего

2 hours 23 min ago

Через пару месяцев будет 2 года, как в моей жизни появился бокс. Изначально, воспринимал его как инструмент развития физической формы, выносливости, характера, умения за себя постоять, сброса накопившейся злости.

Если с «физикой» все относительно ясно, то понятие «характер» для меня было чем‑то абстрактным и поверхностным. Я не понимал, какие именно качества развиваются и как применяются в повседневной жизни.

Психология бокса стала океаном, куда я медленно погружался с головой и искал смыслы, спрятанные на глубине. Хочу зафиксировать свои осознания и приглашаю вас с ними ознакомиться.

Читать далее

[Перевод] Как Supabase внезапно стал фундаментом вайб-кодинга

2 hours 28 min ago

Supabase с оценкой в $2 млрд стремительно становится технологическим фундаментом современного вайб-кодинга. Почему разработчики массово переходят на этот бэкенд с открытым исходным кодом, и как PostgreSQL-решение превратилось в незаменимый инструмент для AI-приложений, используемый в 29% стартапов последнего набора Y Combinator? История компании, чья ценность оказалась настолько высокой, что инвестор пролетел 17 часов до отдалённого уголка Новой Зеландии для встречи с её основателем.

Читать далее

GigaHeisenberg или преступный ИИ

2 hours 34 min ago

tl;dr: Обойдём цензуру у LLM (GigaChat от Sber) и сгенерируем запрещенный (разной тематики) контент. Опробуем очень простую технику jailbreak’а в одно сообщение (не мультишаговый/multi-turn), которая пока работает на любой LLM (проверим не только на GigaChat, но и на других). И небольшой бонус в самом конце от DeepSeek.

Читать далее

Электронный документооборот с сотрудниками: как выйти из бумажного прошлого

2 hours 37 min ago

КЭДО сегодня — это пара кликов в системе, а раньше это была стопка бумаг на столе, которая создавала головную боль кадровику

Читать далее

Классификация текстовых сообщений в 1С с помощью Yandex CatBoost

2 hours 38 min ago

В статье описывается способ классификации коротких текстовых сообщений в 1С с помощью Yandex CatBoost — библиотеки градиентного бустинга на деревьях решений. Например, если имеется набор сообщений от пользователей с вопросами, ответами или комментариями, то с помощью этого инструмента можно автоматизировать классификацию таких сообщений.

Читать далее

Как в Сибири университет строили

2 hours 39 min ago
Сибирь конца XIX века в глазах столичных чиновников — суровый край шахт, рудников и заводов. Для высшего образования место не самое удачное.

Идея создания университета в Сибири возникла в 1803 году, когда Александр I учредил Министерство народного просвещения. Но дальше обсуждений тогда не зашло. Александр II смотрел на развитие страны чуть шире привычных границ Петербурга и Москвы. Он высочайше повелел открыть Императорский университет за Уралом.


Чтобы врачи лечили на месте, инженеры строили на месте, юристы работали на месте

А потом, как известно, трагически погиб.

Александр III, в свою очередь, мог поставить на паузу проект, который, во-первых, уже частично согласовали, а во-вторых, в строительство готовы были вложиться местные купцы и промышленники.

В итоге путь от питча до продакшена занял 85 лет и напоминал политический триллер с интригами, сменой локаций и борьбой интересов. Читать дальше →

Дизайн за 5 минут. Дайджест апреля 2025

2 hours 42 min ago

Привет, Хабр! Уже по традиции собрал семь новостей дизайна уходящего месяца, на которые обратил внимание сам, и теперь вам рекомендую. 

1. Обновление приложения и сайта «Подружки»
2. Новая схема карты метро Нью-Йорка
3. Первоапрельское обновление главной страницы Яндекса
4. Игра «Thank Goodness you're here» от Panic
5. Обновление сайта Jitter
6. Новая айдентика Хельсинки
7. Раздел «Library» в ChatGPT

Погнали!

Решаем VRP-задачи, или Как мы в Додо доставку оптимизировали

2 hours 57 min ago

Все сервисы доставки рано или поздно сталкиваются с аббревиатурой VRP. За ней скрывается сложная и важная задача оптимизации доставки. От того, насколько эффективно вы её решите, зависит и удовлетворённость клиентов, и реальные показатели бизнеса: скорость доставки, расходы на логистику.

В этой статье я расскажу о типах VRP-задач, их отличиях, и о готовых решениях, которые вы можете затестить в ваших кейсах уже сейчас. Поделюсь подходами и инструментам, которые открыл в ходе исследования темы, опытом их использования и причинами, по которым я сразу отказался от некоторых из них.

Читать далее

Репортаж с HI-TECH BUILDING 2025: что интересного по автоматизации?

3 hours 49 sec ago

15–16 апреля в Москве прошла выставка HI-TECH BUILDING 2025 — одно из мероприятий в области автоматизации коммерческой и жилой недвижимости, систем умного дома и энергоэффективных решений. На площадке LOFT HALL #3 производители и интеграторы представили новинки и актуальные разработки.

Мы посетили выставку и подготовили репортаж, где расскажем о самых ярких стендах и технологиях, привлекших наше внимание.

Читать далее

[Перевод] Atari 2600: История падения игровой империи

3 hours 6 min ago


Atari — это не миф. Это реальная империя игровой индустрии, которая рухнула, но навсегда изменила мир.

Начав с домашней версии аркадного Pong, Atari 2600 задала стандарты для игровых приставок. Сменные картриджи и программируемый процессор вместо примитивных транзисторов — она стремилась перенести аркадный кайф в дома и преуспела, став первой приставкой которая появилась в миллионах домов.

Её падение было столь же громким, как и взлёт. В Японии его прозвали «шоком Atari». В Штатах — «крахом видеоигр». И всё же 2600 не сдалась — она продержалась до 1990-х, сражаясь с Nintendo, пока новые гиганты не перевернули индустрию.



Расцвет 1D-графики

1975 год.
Atari начинает работу над Project Stella — и перед ней открывается неизведанная вселенная игровых технологий.

В те времена, когда оперативная память ценилась на вес золота, главным барьером стала стоимость. Конкурирующая система Fairchild Channel F, первой выйдя на рынок, довольствовалась скромными 2 КБ видеопамяти — этого едва хватало для разрешения 104×60 и четырёх базовых цветов.

Но инженеры Atari мыслили иначе.
Приглашённый специалист Джей Майнер (будущий создатель Amiga) разработал революционный телевизионный интерфейс (TIA), который использовал новаторский для того времени принцип построчной графики:
— 160 пикселей в строке
— До 192 строк в кадре
— 4 цвета на каждую строку
— Возможность отображать 5 независимых графических объектов

Это был квантовый скачок в игровой индустрии. Каждая строка кода превращалась в цифровой холст, где ограничения становились источником творческих решений. Именно так рождалась новая эра — эра, в которой электронные развлечения обрели свой неповторимый визуальный язык. Читать дальше →

Как убить архитектуру за три спринта: практическое руководство

3 hours 7 min ago

Когда проект только стартует, в воздухе витает амбиция - Мы обязательно сделаем всё правильно. Чистая архитектура, ясные зоны ответственности, аккуратные контракты между сервисами, но реальность не знает о ваших планах.

Не потому, что кто-то не знал паттернов проектирования или выбрал не ту СУБД, а потому бизнес требует фичи "на вчера". И шаг за шагом архитектура сдаёт позиции. Что самое интересное - разрушение происходит незаметно. Никакого взрыва вертолетов на заднем фоне не будет. Только десятки небольших компромиссов, которые за относительно короткое время могут превратить систему в клубок боли. Тихо и буднично. Конечно, количество спринтов будет больше трех, но основной сути это не меняет.

Поэтому подготовил для тебя, системный аналитик (и не только), гайд “Как убить архитектуру за три спринта” даже если в начале все было относительно под контролем. Чтож… Щас выскажусь!)))

Читать далее

Мобильное рабочее место кладовщика в 1С: ERP

3 hours 9 min ago

В данной статье проведем обзор АРМ Мобильное рабочее место кладовщика (МРМ кладовщика) в 1С: ERP

МРМ кладовщика в системе 1С: ERP играет ключевую роль в управлении складскими процессами. Данное рабочее место предлагает кладовщикам удобные инструменты для обработки складских операций, что значительно упрощает их повседневную работу.

АРМ МРМ кладовщика в системе 1С: ERP открывает новые горизонты для оптимизации складских процессов и улучшения управления запасами. В условиях современного бизнеса, где скорость и точность операций играют ключевую роль, внедрение таких решений позволяет значительно повысить эффективность работы склада.

МРМ кладовщика представляет собой программно-аппаратный комплекс, который включает в себя мобильное устройство с установленным программным обеспечением 1С: ERP. Это дает возможность выполнять основные складские операции прямо на месте, без необходимости возвращаться к стационарному компьютеру. Кладовщики могут взаимодействовать с системой в реальном времени, что существенно ускоряет процесс обработки информации.

Одним из основных преимуществ МРМ является возможность оперативной регистрации складских операций.

Использование МРМ кладовщика способствует улучшению складской логистики. Благодаря своевременному обновлению данных в системе, менеджеры получают доступ к оперативных данных об остатках товара на складах, что позволяет более эффективно планировать закупки и отгрузки. Это, в свою очередь, способствует снижению издержек и улучшению сервиса для клиентов.

Читать далее

По обе стороны коллекшена: как я возвращал свой кредит и собирал чужие долги

3 hours 13 min ago

Привет! Я Никита, продакт в финтехе. Моя команда запустили сервис для должника в мобильном банке. Но разговор будет не об этом, а о жизни с долгами. 

В юности пять лет я жил с кредиткой как на американских горках — то много тратил, то затягивал пояса. Потом всё переосмыслил и устроился на проект, где помогаю другим людям закрыть просроченные кредиты. Я реально загорелся темой и изучил:

— когда в книгах начали упоминаться должники, 

— что спрашивают люди, когда звонят в банк по долгам, 

— кто он сегодня – типичный клиент коллектора. 

Под катом делюсь своей кредитной историей и самым интересным, что узнал.

Читать далее

Who's online

There are currently 0 users and 3 guests online.